Антивирус Касперского
10 Мая 2018

Осторожно: мошенники!

В связи с новой волной электронного мошенничества ознакомьтесь с памяткой УМВД России, как не стать жертвой обманщиков.

Памятка о видах мошенничества и как их не стать жертвой нарушителей закона от УМВД России по Хабаровскому краю.


Расскажем о видах электронного и телефонного мошенничества более подробно.

Звонки или сообщения от "родственников" и "ведущих"

Для общения с потенциальной жертвой мошенники используют SMS и телефонные звонки. Цель: заставить потерпевшего добровольно передать/перечислить деньги мошенникам.

Для этого жертве сообщают:

— о задержании его родственника сотрудниками полиции за совершение преступления (совершение ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений и др.);

— о необходимости получения приза, а именно на мобильный телефон абонента звонит якобы ведущий популярной радиостанции и поздравляет с крупным выигрышем (телефон, ноутбук, автомобиль) в лотерее, организованной радиостанцией и оператором мобильной связи;

— CMC-сообщением о проблеме, с просьбой позвонить по определенному номеру, если номер недоступен — положить на него определенную сумму и перезвонить. Пример: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если он недоступен, положи определенную сумму денег. Потом все объясню».

Изъятие денег может проходить по-разному, например:

— передача денежных средств из рук в руки или оставляя их в условленном месте;

— приобретение карт экспресс-оплаты и сообщение мошеннику кодов карт;

— переведение денежных средств на свой счёт телефона и введение специального кода;

— переведение денежных средств на указанный счёт мошенником;

— телефонный звонок на специальный телефонный номер, который является платным, и со счёта будут списаны денежные средства.


Звонки или сообщения от "учреждений"

— штрафные санкции оператора (злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (могут быть варианты: не внес своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения), и поэтому ему необходимо оплатить штраф в определенном размере, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды);

— ошибочный перевод средств (абоненту поступает sms-сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу после этого поступает звонок и мужчина или женщина сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет и просят вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом»);

— услуга «Мобильный банк» (потерпевший к своей пластиковой банковской карте подключает услугу «Мобильный банк», с помощью которой на его абонентский номер приходят sms-сообщения о движении денежных средств по вышеуказанной карте. В дальнейшем потерпевший перестает пользоваться данным абонентским номером однако, услугу «Мобильный банк» от данного абонентского номера не отключает. Злоумышленник приобретает данный абонентский номер в компании сотового оператора и, воспользовавшись подключенной услугой «Мобильный банк» к данному абонентскому номеру, переводит денежные средства с банковской карты потерпевшего на свой абонентский номер);

 — возврат утерянного имущества (гражданин размещает объявление об утрате документов, сотовых телефонов, ноутбуков, домашних животных или о краже автомототехники и другого имущества в сети интернет или через средства массовой информации (газеты, телевиденье, радио). Злоумышленник звонит на указанный телефон и предлагает вернуть за вознаграждение, которое необходимо передать, путем перевода денежных средств через платежный терминал. После чего злоумышленник исчезает без возврата якобы найденного имущества);

— продажа через Интернет (злоумышленник размещает объявление о продаже имущества в сети интернет. Потенциальные покупатели посредствам переписки по сети интернет или сотовому телефону договариваются о предоплате, которую переводят на абонентский номер сотового телефона, банковский счет и через другие платежные системы. Получив предоплату, продавец снимает товар с продажи и на контакт не выходит);


Прочие виды:

  1. Хищение средств с пластиковых карт при помощи услуги «Мобильный банк», подключенной к абонентскому номеру сотового телефона, работающего на операционной системе «Android». На сотовый телефон без антивирусного программного обеспечения скрыто поступают вредоносные программы («вирус»): в виде смс-соообщений (с неизвестного владельцу сотового телефона) при пользовании мобильным интернетом и посещении сайтов, содержащих фишинговые ссылки.

    Скрытно проникший на сотовый телефон «вирус» отправляет смс-сообщение на короткий номер 900 с запросом подключения услуги «мобильный банк» и запросом остатка на счету пластиковой карты. При получении данной информации «вирус» при помощи услуги «Мобильный банк» осуществляет перевод всех доступных имеющихся денежных средств на счета злоумышленника (лицевые счета абонентских номеров, электронные счета различных платежных систем, счета банковских карт). При осуществлении отправки смс-сообщений, сам факт их отправки и получения скрывается от владельца сотового телефона.  

  2. Мошенничества в социальных сетях и на различных Интернет — досках бесплатных объявлений.
    Потерпевшему в социальной сети приходит сообщение от пользователя находящегося у него в друзьях с просьбой осуществить помощь в получении денежных средств с использованием пластиковой карты потерпевшего. В дальнейшем пользователь, находящийся в друзьях у потерпевшего просит продиктовать ему номер пластиковой карты потерпевшего, а так же код, который поступит в смс-сообщении от банка. Продиктовав данные сведения у потерпевшего происходит списание всех денежных средств находящихся на счету пластиковой карты. Страница в социальной сети, с которой приходят сообщения потерпевшему оказывается взломанной.

  3. Мошенничество при осуществлении покупки товара на различных Интернет-ресурсах (сайтах), досках бесплатных объявлений (www.avito.ru, и т.д.) в социальных сетях (одноклассники, вконтакте и т.д.).
    При осуществлении покупки в интернет-магазинах и на досках бесплатных объявлений продавец просит произвести предоплату за товар в размере от пятидесяти процентов до ста процентов стоимости товара на счета: юридических лиц, пластиковых карт, электронные счета различных платежных систем, лицевые счета абонентских номеров. После осуществления предоплаты за товар связь с гражданином прекращается, а оплаченный товар не доставляется. Интернет ресурсы становятся не доступными для пользователей сети Интернет, объявления удаляются, страницы в социальных сетях блокируются.

Чтобы не стать жертвой обмана и не лишиться денег, запомните несколько правил:

  1. Никому, никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте номер своей банковской карты и тем более ее пин-код.

  2. Никогда не перечисляйте денежные средства в качестве предоплаты на непроверенных ресурсах, даже если предложение продавца кажется вам очень выгодным, оплату заказанного товара всегда производите лишь при его получении.

  3. При поступлении на мобильный телефон сообщений о проблемах с вашей банковской картой, в первую очередь, свяжитесь с представителем соответствующего банка по номеру телефона, который находится в свободном доступе на соответствующем официальном сайте, либо в местах установки банкоматов, обслуживаемых соответствующими банковскими учреждениями.

  4. Если вы пользуетесь услугой «Мобильный банк», подключенной к абонентскому номеру сотового телефону, работающего на «Android», установите на данное устройство лицензионное антивирусное программное обеспечение либо подключите данную услугу к абонентскому номеру сотового телефона, не имеющему выхода в сеть Интернет.

  5. Если вам на телефон поступил звонок от родственника, который якобы попал в беду и ему срочно нужны деньги, ни в коем случае не передавайте наличные деньги незнакомым лицам и не перечисляйте их в безналичной форме на незнакомые номера телефонов и банковские счета.
    Сначала позвоните или напишите своему близкому на его обычный номер, он будет ни сном, ни духом о якобы случившейся беде.
    Если сразу не дозвонились, не переживайте. Скорее всего, человек в данный момент занят. Для успокоения можете позвонить его супруге, друзьям или на работу.
    Обязательно сообщите о случившемся в дежурную часть полиции по телефону «02». Там же вас сориентируют, как поступить в сложившейся ситуации.

Соблюдение этих правил позволит вам избежать возможности стать жертвой мошенников и лишиться своих денег. Любое преступление легче предотвратить, нежели иметь дело уже с фактом его совершения.

__

В материале использованы фрагменты статьи "Как не стать жертвой телефонных мошенников"